Пермский Дон Жуан

Нас вчера вечером внезапно занесло в «Новую оперу» на постановку «Дон Жуан» Пермского академического театра оперы и балета имени П.И.Чайковского. Режиссер Валентина Карраско стилизовала спектакль под «нуар» периода 40-50-х годов прошлого века, выполнил роль музыкального руководителя постановки, дирижировал и был за главного вчера – Теодор Курентзис.

a5fe896c4d23e1247d947e9c6268b8b0Мы смотрели генеральную репетицию, а чистовик сегодня увидят зрители в рамках фестиваля-премии «Золотая маска». Надо заметить, нас таких был полон зал. Мне очень интересно смотреть репетиции, есть в этом своя особенная прелесть, потому что видно живую работу с артистами: разворачивается действие, поет солистка, маэстро останавливает ее, что-то говорит и артистка сейчас же исполняет тот же кусок совсем иначе – точнее, тоньше, выразительнее, правда чувствуется разница! Видишь, как оттачиваются мельчайшие детали – очень любопытно наблюдать такой эфемерный процесс.

Нам понравилось художественное оформление, бутафории там было много, все довольно стильно, масштабно – много, очень много разных манекенов, часто превращающихся в практически равноправных персонажей, хорошо выстроенный, сложный свет. Огромные подвижные зеркала и много еще всякого любопытного. Интересная адаптация.

Все-таки опера, как таковая, мне дается с трудом. Приходилось смотреть на сцену только одним глазом, потому что язык оригинала намертво притягивает второй к монитору с субтитрами. Гипертрофированные эмоции не столько в пении, сколько в жестах, пластике выступающих. Тяжеловато. Хотя, я списываю это свое восприятие на жанровую особенность материала.

normal-v44Режиссер В.Карраско позиционировала их Дона в своем интервью, как героя бесстрашного, стремящегося к свободе, смело берущего от жизни то, что ему нужно. А для меня, ну вот просто по сюжету, Дон Жуан – это бессовестная скотина с яйцами, готовая на любую подлость, лишь бы трахнуть как можно больше женщин. Показывать в наше время такого героя, как положительного – опасненько, а коли буквально воспримут..? Хотя проблема борьбы нормы и свободы – важный, актуальный вопрос современности, находит в головах современных творцов современные решения, почему нет.

В итоге манекены побеждают живых людей, то есть на сцене в финале – мрачная победа живых мертвецов и пластмассовых статуй, но сам спектакль (по мнению газеты «Коммерсант») «провозглашает победу свободы и жизни». Ну, может быть.

Теодор Курентзис

Теодор Курентзис

Год назад смотрела так же работу под началом Курентзиса «Королева индейцев» — постановку по последнему произведению Генри Пёрселла, оставшегося незавершенным в связи с кончиной автора. Вот это было невероятное впечатление, чувственная история о дочери индейского вождя, которая становится наложницей офицера испанской армии, чтобы выведать способ победы над врагом. Однако, жертва полюбила своего палача, хотя испанцы продолжают резню среди индейцев. Они пели как ангелы или боги.

Там было много пения воздушного, гипнотичного, мало зрителей в огромном зале, хотелось, чтобы этот потрясающий звук длился вечно, чтобы они пели и пели, и пели… Так что точно дело не в постановщиках и не в труппе, просто я произведение «Дон Жуан» недолюбливаю.

P.S.: Леша, спасибо большое за приглашение!! Ждем в гости!

 

Пост # 89/100 специально для проекта #я_блоггер_2