«Черная курица», часть II

Продолжаем вчерашний разговор о сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», начало этого текста можно найти во вчерашнем моем посте # 41/100 «ЧЕРНАЯ КУРИЦА», часть I.

…А дальше начинаются чудеса. Перед сном курочка является к Алеше из-под кровати, благодарит за свое спасение и по строжайшему секрету показывает ему мир подземных жителей, вот уже пару сотен лет мирно и счастливо существующих параллельно с миром людей, только в тайне от них. В случае, если мальчик расскажет о мире своего друга хоть кому-то, все подземное сообщество станет несчастливым и вынуждено будет перебраться на жительство далеко-далеко.

Кто бы знал, сколько ночей кряду я прислушивалась потом, боясь узнать характерные для появления такого гостя звуки из-под своей кровати! Мне было реально страшно! Не хотелось видеть удивительные миры, не возникало никакого желания знакомиться с королем и другими представителями строгой, постоянно читающей своему юному гостю мораль подземной публики, я бы робела перед ними, они были слишком… взрослые что ли.

Король маленьких человечков угощает Алешу яствами, показывает ему много разных чудес и забав, а кроме того исполняет одно необдуманное (в силу отсутствия времени на решение, что пожелать) желание мальчика – вне зависимости от того, учил ли он урок, всегда знать и быть в состоянии ответить учителю блестяще. И вот, у мальчика есть подаренное королем зернышко, имея при себе которое, он обладает этой суперспособностью.

В тексте персонаж короля уже тут укоряет мальчика за лень, но желание ребенка исполняет, хотя по-моему, мальчик в попытке проявить вежливость не дал себе времени на принятие обдуманного решения. Отчасти, это его выбор (отчего, например, при всем своем одиночестве было не пожелать обрести родительскую любовь?), отчасти – воля обстоятельств.

Первое время Алеше стыдно принимать похвалу учителей, посколько совесть говорит ему, что похвала не заслужена им, однако со временем характер его разбалтывается и портится. Чернушка не отзывается и не показывается своему «тонущему в пороках» юному другу. В силу того, что мальчику не приходится заниматься учебой, он шалит, начинает гордиться, и гордыня его сводит на нет приятельские отношения со сверстниками. Все длится в подобном ключе до тех пор, пока он не теряет свое зернышко.

Тут ему становится видно, какова цена его репутации талантливого высокомерного баловника. Учитель по-привычке требует от него блестящих ответов, другие дети отказывают ему в общении, ябедничают, когда он врет в попытке сохранить тайну подземных жителей. Все заканчивается постыдным наказанием розгами и тяжелым беспамятством ребенка. И только затем Чернушка показывается, читает ребенку мораль и… возвращает злосчастное зернышко!

Удивительно несвободный внутренне мальчик, с детства скованный жесткими рамками стыда, в тексте через абзац говорится: «Чтобы тебя любили, ты должен быть хорошим, скромным, послушным, трудолюбивым, добрым». Я не имею ничего против того, чтобы человек был добродетелен и наполнен прекрасными чертами характера, но, страшное дело: ребенок воспитан в духе того, что он может получать любовь только выполняя определенный ряд условий, нет и речи о праве на безусловную любовь, по факту существования, рождения.

Я разгребаю эту тему до сих пор, к сегодняшнему дню я разобралась с родительскими чувствами, наконец-то живу и ощущаю, что мои папа и мама любят меня, потому что я их дочь и чтобы они любили меня чисто и беззаветно, мне не нужно выполнять никаких дополнительных условий. От этого есть ресурсы и силы жить и процветать, хочется делать гораздо больше, чем если бы приходилось зарабатывать, выслуживать крохи тепла и любви. Разумеется, любили меня каждый с момента моего рождения, но сколько лет я жила с ощущением, что не занимала, а должна столько, сколько мне не заработать за всю жизнь.

В итоге под тяжестью выросших в Алеше пороков, под давлением общества и детской забывчивости, он выдает учителю тайну, снова, на этот раз безвозвратно, теряет свое спасительное зернышко, в последний раз видит своего пернатого министра, уже закованного в кандалы на долгие годы в наказание за проступок мальчика. Алеша плачет, страдает, засыпая, слышит, как под полом переезжает по его милости целый народ – скрипят повозки, стучат копыта, плачут женщины и дети, Чернушка снова и снова кричит из-под пола «Прощай, Алеша!». Со временем его гениальность и баловство забываются сверстниками и учителями, а сам он вновь становится смиренным, добрым и славным парнем.

Стыд порицания, стыд за собственное предательство (хоть и невольное), стыд за горе целого народа – все со временем загоняется жителями надземного мира в глубь своих душ, не прожитым, тяжким грузом на сердце, накладывается табу и больше об этом не положено вспоминать в слух. Эта привычка коллективно бегства по-прежнему часто используется и нами, современными людьми. Просто потому, что мы не знаем, как по-другому.

Красивая, интересная, но страшная и жестокая сказка. История для взрослых, ни в коем случае не для детей.
А какую сказку вы никогда не станете читать своим детям и почему?

Пост # 42/100 специально для проекта #я_блоггер_2