Москвичи и инопланетяне

Ксения Драгунская

Ксения Драгунская

Несколько дней назад обещала написать пост о спектакле «Луна-парк имени Луначарского», постановке режиссера Александра Огарева по одноименной пьесе Ксении Драгунской. Премьера состоялась еще 15 марта 2014 года на сцене зала «Глобус» в московском театре «Школа Драматического Искусства», а посмотрела я его совершенно случайно только три дня назад и до сегодняшнего дня никак не могла уместить в себе впечатления. Так, волей случая мы с мужем оказались «в плену искусства»: я приехала к нему на работу по делам, с которыми мы расправились быстро, но машину нашу «закрыли» до самого окончания спектакля и нам досталось два последних свободных места.

Из всех увиденных мной (на сегодняшний день) постановок театра ШДИ, эта, пожалуй, самая впечатляющая и сильная. Актуальная, точная, сочная, тонкая пилюля глубокого воздействия, завернутая в красивую и стильную обертку из самых современных материалов – это если кратко и в виде метафоры. :)

Александр Огарев

Александр Огарев

Ну, и еще напрашивается вывод: Александр Анатольевич – мой режиссер, а я «до мозга души» его зритель – почерк, стиль, выбор драматургии ложатся на мое восприятие как будто без усилия, это всякий раз напоминает доверительный, интимный, частный разговор по душам с очень мудрым добрым старшим другом. Так складывается в единый пазл искусство со зрителем, увы, не всегда. Иной раз приходишь, весь открытый, готовый внимать, слышать, видеть и чувствовать, а короткого замыкания не случается, то ли язык не тот, то ли что еще… А тут, будто надеваешь сшитую по твоим меркам вещь. Идеально.

Эта история для меня прозвучала не о противостоянии Москвы и России, а о том, что счастье или несчастье человека зависит не от места жительства и социального статуса.
Не буду пересказывать сюжет, вспомню только некоторые эпизоды, чтобы попытаться передать, что это такое для меня – «Луна-парк».

Действие завязывается в дорогом ресторане, где мало известная сериальная актриса с простецким именем Маша ужинает со своим состоятельным мужем-финансистом Юрой. Всем видом своим они невольно демонстрируют пресыщенность своим достатком, говорят о том, насколько муторно соответствовать образу жизни их круга, в какую тюрьму превратилось беспрерывное следование тому, что модно. Спектакль многое мне пообещал с первой сцены, где роль заказанных героем устриц исполнили женщины (!), манящие, манерные.

Однако, когда героиню заносит в условный провинциальный городок Крышкин, что от Москвы за «двести верст», звучит совсем другая песня. Здесь Маша находит не вполне осознающих свое нищенское положение горожан, кто капусту «полгода заготавливает, полгода потребляет», кто на всякий случай патрулирует улицы с целью изловить педофила в случае, если такой объявится. Здесь безлюдно днем, поскольку «взрослые на Марсе (завод), а дети – на кладбище» (место расположения интернет-кафе). Помимо людей персонажами становятся река Незабыдь, колесо обозрения, рекламные листовки и старые пластинки. Здесь много сентиментального, очень земного и при этом чего-то глубоко-духовного в самом пространстве.

Беременная неслучившаяся оперная певица, конкуренция невест за пенсию потенциального супруга, и детали, детали, похожие на осколки разбитого волшебного зеркала, так и норовящие попасть в глаза и выдавить слезу. Несколько лет мне не доводилось плакать в театре, а тут – поплыла.

Продавая себя в замужество за убогого Штыря (Павел Кравец – гениальная актерская работа), юная нежная сестра Заявителя (Анна Кузминская – пожалуй, самый яркий персонаж постановки), надеется приобрести тушь для ресниц. Вы когда-нибудь видели, чтобы артист читал инструкцию по применению как молитву? Конечно, она пытается купить не тушь, а ту красивую и, кажется, счастливую жизнь, что обещает реклама.

Когда мы видим рекламный ролик, например, Баунти (помните такую? Там модельного вида барышня нежится на лазурном берегу, секусально поедая шоколадку, а закадровый голос вещает про рай на земле), мы пытаемся купить райское наслаждение, а не шоколадный батончик.

И тут же в инопланетной Москве финансист Юра (Олег Охотниченко) мечется, вспоминает счастье простой свободной юности, берет жену в попытке вырвать крошку искренней любви, даже не самой любви – веры в то, что он любим.

Безымянный Абориген, далее – Заявитель (Игорь Лесов), это, пожалуй, персонаж, который может стать современным героем нашего времени – оторванный от бытовой действительности, успевший поседеть, проходя все круги бюрократического ада в попытке попасть в Москву, не озлобился, не свихнулся, сумел сохранить себя.

Немедленно хочется заполучить плейлист музыки, которая звучит в записи, хотя во время спектакля иногда она была для меня слишком громкой и отвлекала.
Именно в этой постановке артисты хора (под руководством Светланы Анистратовой) сливаются с полотном действия воедино и не воспринимаются, как отдельная сценическая единица, а просто потрясающе и своевременно звучат.

Пожалуй, лучшей площадки, чем зал «Глобус» быть не могло: поднимающаяся и опускающаяся сцена, будто лифт, перемещает нас из одного мира в другой, создается ощущение, что смотришь в позорную трубу на мозаичные узоры, через подробности собирая из них полную картину.

Короче, дорогие москвичи и гости города, ловите мои пламенные рекомендации смотреть это чудо! Увидеть «Луна-парк имени Луначарского» можно в театре ШДИ 31 декабря и 20 января, приятного просмотра! :)

Пост # 13/100 специально для проекта #я_блоггер_2