Новое «Горе от ума»

Вчера посмотрела в театре ШДИ постановку Александра Огарева «Горе от ума».

Предвкушала этот спектакль, поскольку бессмертная пьеса Грибоедова горячо мной любима еще со школьной скамьи – остроумная, горьковатая, емкая, актуальная сквозь столетия – она трогала до глубины души меня еще школьницу. Тогда Чацкий вызывал во мне горячее восхищение и яростное юношеское одобрение своим свободным нравом, однако со временем отношение к метежности жизни во мне поменялось почти полярно, возможно именно поэтому прочтение А.Огарева так ладно и хорошо пришлось мне в пору, легко и с принятием легло на душу.

Здесь московский дом Фамусовых населен не гипертрофированно глупыми и недалекими, а нормальными, простыми людьми, так естественно оберегающими свой покой и обыкновенную бытовую жизнь. Думаю, это очень важный нюанс с точки зрения адаптации пьесы к нашему XXI столетию. Чацкий предстает нам скорее захватчиком и ураганом, готовым сметать все устои не соответствующие его правоте, чем борцом за справедливое привнесение нового в жизнь затхлого московского дома.

Спектакль получился очень цельным, красивым, стильным: все здесь уместно и гармонично – удачные актерские тандемы (например, Фамусов-Чацкий), хорошо соответствующие типажи артистов исполняемым ими ролям, все, вплоть до «мебели» дает верные ощущения и ассоциации. Воздушные полотна шатра дают много воздуха и расширяют пространство; легкие подсвечники оживляют ткани, верно расставляют акценты; темная добротного вида деревянная мебель – ненавязчиво подчеркивает фундаментальность, устроенность и прочность мира Фамусовской Москвы; сложная люстра, состоящая из нескольких красноречивых макетов – указывает на то, что мы говорим о глобальных процессах и перед нами много «московских домов», а не конкретный дом Фамусова. Благодаря этому равновесию проваливаешься абсолютно в эту историю, проживаешь и прорабатываешь на одном дыхании.

Великолепная работа с пространством – многоплановые действия, за счет которых ощущается объем и масштаб, при этом не теряется камерность и интимность происходящего.Глаз не могла оторвать от Домовихи в начале первого действия, но и на задний план не смотреть тоже было невозможно.

Отдельно отмечу музыкальную составляющую: потрясающая музыкальная подборка, заоблачный уровень живого музыкального сопровождения; иной раз хотелось внимательнее всмотреться, вслушаться и остаться в музыке, которая была так прекрасна именно благодаря своей уместности и своевременности. Отдельный восторг от образов, в которых являлась эта музыка зрителю – крепостные виртуозы, достоверные и очень колоритные.

Однако, та часть звукового сопровождения, что была в записи (скрип двери, шум «сошел с ума» и т.д.) были слишком резкими и контрастно выбивались из общей канвы; возможно это было сделано осознанно – «сошедший с ума» Чацкий своим воспаленным восприятием и правда мог бы слышать эти звуки гипертрофированно, но лично я выпадала из постановки, думая в эти моменты только «а-а, почему так громко?!»

«Горе от ума» А.Огарева – это, на мой взгляд, гениальная адаптация пьесы к нашему времени! Софья, оживающая после обморока и пускающая мыльные пузыри – это чистое волшебство; Домовиха с ее фантомностью, живостью – настоящее украшение постановки, великолепный персонаж, глубоко и трогательно раскрывающий главных героев (чего стоит вплетенная в спектакль сцена с куклами олицетворяющая детские отношения Чацкого и Софьи). И таких деталей целая полифония, хочется рассматривать и изучать, проникать глубже и глубже в этот многогранный мир.

Единственное, что меня лично немного смутило – излишняя эмоциональность Чацкого в последней сцене спектакля (сожжение Москвы..?), хотя по логике спектакля — имеет полное право быть, но для меня лично было жестковато.

Общее впечатление – моя однозначная рекомендация идти и смотреть с удовольствием!

Создателям этого чуда большое спасибо!  Я получила огромное эстетическое и душевное удовольствие, ушла с чувством приобретения и приятного сложного послевкусия. :)

Подробно посмотреть, кто кого играет,  можно на сайте театра ШДИ